Полезные советы

Памятка для учащихся по подготовке к экзаменам

Что делать, если глаза устали?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполни упражнения:

        Посмотри попеременно вверх - вниз (15 сек.), влево - вправо (15сек.)

        Нарисуй глазами свое имя, отчество и фамилию

        Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), а потом - на листе бумаги перед собой (20 сек.)

        Нарисуй глазами квадрат, треугольник сначала по часовой стрелке, а потом против нее.

Как психологически подготовиться к экзаменам?

 Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверх целей. Не стоит дожидаться, когда ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями - начни с самого легкого.

И еще не забудь, что перед экзаменом не стоит слишком много есть, а лучше хорошо выспаться.

Взяв билет (или перед началом письменной работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз.

Дыхательные упражнения тоже помогают снять напряжение. Вот несколько приемов. Сядь удобно.

-         глубокий вдох через нос (4-6 сек.)

-         задержка дыхания (2-3 сек.)

-         медленный, плавный выдох через нос (4-6 сек.)

-         задержка дыхания (2-3 сек.) и т.д.

упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

 

Как нужно выглядеть на экзамене?

 

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде., слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступать в контакт во время экзамена.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры в косметике и запахах. Ничего лишнего.

 

Как вести себя во время экзамена?

 

Если экзаменатор - человек энергичный, то вялый, тихий ответ с большими паузами может его разочаровать.

Если же экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Обычно самые важные мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, можешь идти отвечать.

Помни, что вера в успех - это половина успеха.

Семь советов для чтения сложного материала

 Прочтите заглавие и первый абзац.

 После этого решите, есть ли у вас достаточная база для того, чтобы начать чтение.

 Посмотрите, как организован материал. Если вы нуждаетесь в дополнительной подготовке, обратитесь к другому источнику.

Просмотрите основные идеи.

 Просмотрите заголовки и подзаголовки. Выделите вводящие предложения. Утилизируйте рисунки, схемы и диаграммы.

Найдите слова.

 Найдите слова, значения которых, важные вам для понимания материала, вы не можете выделить из контекста.

Проверьте свое восприятие.

 Периодически останавливайтесь и спрашивайте себя: "Что я выучил?" Увяжите это с тем, что вы уже знаете.

Перечитайте.

 Если вы не восприняли идею, вернитесь и перечитайте. Перескажите сложные идеи своими словами.

Дочитайте до конца.

 Не расхолаживайтесь и не прекращайте чтения. Идеи могут стать понятнее в процессе дальнейшего чтения. Когда закончите чтение, просмотрите прочитанное и перечитайте идеи, которые не усвоили.

Записывайте в процессе чтения.

 Подчеркивайте, конспектируйте и/или записывайте выводы, это поможет вам сконцентрироваться на чтении.

  Просмотри! Спроси! Прочитай! 

Перескажи! Повтори!

Прежде, чем читать, Просмотрите раздел:

·         заглавие, заголовки и подзаголовки;

·         подписи к рисункам, схемам, графикам и картам;

·         вопросы и рекомендации преподавателя;

·         вводный и заключительный абзацы;

·         выводы.

Спрашивайте в процессе просмотра:

·         Преобразуйте заглавие, заголовки и подзаголовки в вопросы.

·         Прочтите вопросы в конце разделов.

·         Спросите себя: "Что говорил преподаватель об этой теме, когда мы ее проходили?"

·         Спросите себя: "Что я уже знаю по этой теме?"

При Прочтении:

·         Ищите ответы на вопросы, которые у вас возникли.

·         Ответьте на вопросы в начале или конце раздела.

·         Перечитайте подписи к рисункам, графикам и т.п.

·         Обратите внимание на слова и фразы, выделенные подчеркиванием, курсивом или жирным шрифтом.

·         Изучите графический материал.

·         Снижайте скорость на сложных выражениях.

·         Прервитесь и перечитайте то, что непонятно.

·         Читайте за раз один параграф и пересказывайте его после прочтения.

Пересказывайте параграф после прочтения:

·         Задавайте себе вслух вопросы о только что прочитанном и/или своими словами подводите итоги тому, что прочитали.

·         Конспектируйте текст, но своими словами.

·         Подчеркивайте важные фрагменты в прочитанном тексте.

·         Используйте тот метод пересказа, который наиболее подходит для вашего индивидуального стиля обучения, но помните, что чем больше усилий вы приложите, тем больше вероятность того, что вы запомните прочитанное, другими словами

УТРОЕННЫЙ ЭФФЕКТ: смотри, говори, слушай.

УЧЕТВЕРЕННЫЙ ЭФФЕКТ: смотри, говори, слушай, пиши!!!

Повторение: непрерывный процесс

·         День первый.

 После прочтения и пересказа всего раздела запишите вопросы по тем моментам, которые вы отметили/подчеркнули. Если ваш метод пересказа включал конспектирование на полях, запишите вопросы по заметкам, которые вы сделали.

·         День второй.

Пролистайте учебник и/или конспекты, чтобы вспомнить основные моменты. Закройте текстовую часть учебника/конспектов и устно задайте себе вопросы, написанные на полях. Ответьте на них по памяти, устно или письменно. Сделайте карточки для вопросов, которые вызвали затруднение. Разработайте мнемосхемы для материала, который надо запомнить.

·         Дни третий, четвертый и пятый.

Чередуя карточки и конспекты, проверьте себя (письменно или устно), отвечая на сформулированные вами вопросы. При необходимости сделайте дополнительные карточки.

·         Дни шестой и седьмой.

 На основе учебника и конспектов составьте Содержание - список всех тем, которые вы должны знать из этого раздела. Содержание переработайте в схему для занятий. Перескажите вслух своими словами информацию, которую внесли в схему.

·         Теперь, когда вы имеете экстракт всей информации по данному разделу, периодически просматривайте схему, тогда во время экзаменов вам не придется заниматься зубрежкой.