Методические ресурсы

 Педсовет 26 декабря 2017 г.

ГУО «БШ д. Яцковичи»

 

Тема: «Школа как носитель нравственного, физического  и умственного развития личности

 

 

Цель: выявить степень проблем, связанных с созданием и обеспечением адаптивной образовательной среды, направленной на воспитание культуры  творческого мышления и наметить пути их преодоления.

 

Эпиграф: «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя -  и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…    …Учитель призван реализовывать мечты детей»

(А.А. Захаренко – народный учитель СССР, директор школы)

 


Программа проведения педсовета.

 

  1. Психологический тест..................................................... 2
  2. Вступительное слово директора школы …......... 2

III. Мотивация............................................................................ 2

  1. Работа в группах.............................................................. 3
  2. Отчёт групп. Вывод............................................................ 4
  3. Основное выступление................................................ 4

Педагогическая система должна исходить из принципа саморазвития.     5

Информатизация.......................................................................... 6

Персонализированность............................................................. 6

Качество обучения (технологии).............................................. 6

Технологии личностно ориентированного образования....... 7

Модульное и проектное обучение............................................. 8

Индивидуальные образовательные программы....................... 8

Изменение ментальности педагогов........................................ 8

Качество и стиль управления.................................................... 9

Сохранность здоровья............................................................... 12

Заключение................................................................................. 13

VII. Составление общего проекта развития школы.  13

VIII. Информационное рабочее сообщение директора школы.13

  1. IX. Принятие решения педсовета на основе общих выводов..13

 

 

I. Психологический тест.

Посмотрите на плакат. Прислушайтесь к себе и выберите тот цвет, который ассоциируется у вас с нашей школой в данный момент. (Демонстрируется плакат с набором цветов. красный, синий, зелёный, чёрный, серый, жёлтый, фиолетовый, коричневый)

 

 

 

 

  • Запишите название цвета на своём листочке. (Листочки собираются и обрабатываются для повторного сравнения с окончанием педсовета)

II. Вступительное слово директора школы.

III. Мотивация

(пример с американским промышленным ученым Чарльзом Кеттерингом).

  • Начну с исторического факта. Одна крупная американская фирма не могла запустить свою новую турбину для гидростанции из-за возникающей мощной вибрации. Инженеры не могли найти причину более месяца. В конце концов фирма обратилась к известному промышленному ученому Чарльзу Кеттерингу, предложив ему около 10 тысяч долларов за работу. Он приехал и после 20-минутного короткого осмотра куском мела нарисовал линию на одной из поверхностей турбины и попросил сделать вырез по ней. После этого турбина прекрасно заработала. Администрация фирмы немедленно пожалела, что предложила такие большие деньги за полчаса работы и попросила Кеттеринга представить отчёт о проделанных действиях, думая сократить оплату ученому. Кеттеринг написал: «Рисунок линии мелом – 1$; точное знание, в каком именно месте - 9.999$).
  • Итак, несмотря на шутку, суть дела изложена в этой истории довольно точно - важно не только само действие, но и знание, где именно следует его производить. Иными словами, необходимо знать где, на каком участке  нашей педагогической работы, образовательного процесса, надо воздействовать, чтобы развивать личность ребенка, его творческий потенциал.
  • Но сначала нужно дать ответы на основные вопросы: «Кто мы такие?», «Чего мы хотим?», «Как мы этого достигнем?», «Как мы измерим свои достижения?»
  • Давайте попробуем зафиксировать настоящее состояние нашей школы и постараемся представить её будущее состояние. (демонстрируется плакат)

настоящее  >>

>> 

будущее

Кто мы такие?

 

Чего мы хотим?

 

- А ведь между настоящим и будущим обязательно есть связь. Представим её как «Маршрут». (добавляется вставка)

 

настоящее  >>

Маршрут  >>

будущее

Кто мы такие?

Как мы этого достигли? Как мы измерили достижения? Хотим ли мы того, что хотели вчера?

Чего мы хотим?

 

  • Ответ на первый вопрос – это описание и анализ состояния взрослых людей, т.е. наш преподавательский состав. Именно мы с вами «обречены» создавать и обеспечивать адаптивную образовательную среду для развития творческого потенциала личности. И здесь мы должны определить «какова моя система ценностей», «каково моё понимание сегодняшнего положения дел в школе, каково представление об окружающих».
  • Ответ на второй вопрос «будущее», конечно, он связан с будущим ребенка, т.е. каким мы его представляем себе. Это путь единства обучения и воспитания обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сфер человека. Показывает его готовность к практической деятельности и продолжению образования.
  • Давайте попробуем осознать совместные цели в работе школы и нашей профессиональной деятельности.

IV. Работа в группах

(карточки для групп, музыка, фломастеры, листы)

  • Для этого предлагаем вам поработать в группах и выбрать 5 наиболее важных, с вашей точки зрения, характеристик:

Группа №1 – 5 черт, которые отражают современного хорошего школьника именно нашей школы в непростых современных условиях существования и расположите их в порядке значимости для вас.

Карточка «Группа №1»

Отберите 5 черт, которые наиболее точно, по Вашему мнению, отражают современного «хорошего школьника» именно нашей школы, в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе:

·         дух сотрудничества

·         чувство товарищества

·         креативность (способность к творчеству)

·         способность критически мыслить

·         любознательность

·         озабоченность материальным успехом

·         порядочность

·         честность

·         доброта

·         независимость

·         интеллектуальная развитость

·         послушание

·         предприимчивость

·         открытость

·         наличие собственных убеждений

·         уравновешенность

·         организованность

·         чувство юмора

·         эмоциональность

·         искренность

·         социальная адаптабельность

·         воспитанность

 

Группа №2 -  для описания «хорошего учителя» именно нашей школы в непростых современных условиях существования и расположите их в порядке значимости для вас.

 

Карточка «Группа №2»

В приведённом списке выберите 5 характеристик, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя» именно нашей школы в современных непростых условиях существования и расположите их в порядке значимости  для вас (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.

·         дух сотрудничества

·         чувство товарищества

·         креативность (способность к творчеству)

·         способность критически мыслить

·         любознательность

·         озабоченность материальным успехом

·         порядочность

·         честность

·         доброта

·         независимость

·         интеллектуальная развитость

·         послушание

·         предприимчивость

·         открытость

·         наличие собственных убеждений

·         уравновешенность

·         организованность

·         чувство юмора

·         эмоциональность

·         искренность

·         социальная адаптабельность

·         воспитанность

 

Группа №3 – 5 индивидуальных характеристик человека, которые вы считает наиболее существенными для описания выпускника школы, в будущем – преуспевающего взрослого в современных непростых условиях существования и расположите их в порядке значимости для вас. Назовём это «успешным взрослым».

Карточка «Группа №3»

В представленном списке выберите 5 индивидуальных характеристик, которые вы считаете наиболее существенными для описания  выпускника школы, в будущем - «преуспевающего взрослого» в современных условиях существования (отранжируйте). (Она особенно важна, так как даёт понимание учителем социального заказа общества).

·         дух сотрудничества

·         чувство товарищества

·         креативность (способность к творчеству)

·         способность критически мыслить

·         любознательность

·         озабоченность материальным успехом

·         порядочность

·         честность

·         доброта

·         независимость

·         интеллектуальная развитость

·         послушание

·         предприимчивость

·         открытость

·         наличие собственных убеждений

·         уравновешенность

·         организованность

·         чувство юмора

·         эмоциональность

·         искренность

·         социальная адаптабельность

·         воспитанность

 

V. Отчёт групп. Вывод.

Группа №1: «Хороший ученик» - по нашему убеждению обладает набором характеристик, которые отражают стремление учителя к социальному миру  в школьной среде, т.е. легко управляемый ребенок.

Группа №3: Анализ свидетельствует  о наличии противоречий  между тем, какой должна быть сегодня требуемая обществом личность и тем, какого человека мы реально формируем в школе. Можно допустить, что причина этого в высоком уровне конфликтности и в подсознательном желании спроектировать более комфортные условия собственного существования. (Это, в принципе, типично для большинства школ). Школу вряд ли можно считать при таком несоответствии успешной, более того, в такой школе возможно существование явно или неявно выраженного конфликта между учителями, родителями и учащимися.

VI. Основное выступление.

  • Период, который мы сегодня переживаем – переходный. И это надолго, следовательно, мы должны выработать стратегию и тактику поведения с учётом особенностей этого периода. Один из существенных элементов сегодняшней стратегии – поиск или расширение социальной базы поддержки школы. Это возможно лишь в том случае, если мы соотнесём свои представления о настоящем и будущем с аналогичными представлениями, которые развиваются в социуме.

 

 

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

ПРОБЛЕМЫ

СТРАНЫ

ГОРОДА

 

ученик

учитель

ученик

учитель

1. управление

20%

15%

6%

27%

2. преступность

21%

31%

25%

19%

3. политика

9%

15%

-

-

4. экология

6%

-

36%

18%

5. социально-экономическая проблема

45%

39%

33%

36%

 

ШКОЛА

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

нет порядка

17%

8%

бескультурье

22%

30%

низкий уровень обучения и воспитания

11%

-

спортивное оздоровление, досуг

11%

15%

низкая материально-техническая база

24%

38%

низкий уровень развития учащихся

4%

-

переполненность школы

11%

15%

 

СЕМЬЯ

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

нет проблем

59%

45%

межличностные отношения

16%

9%

досуг

8%

18%

материальная

10%

21%

жилищная

7%

7%

 

ВЫВОД:

  1. Проблемы семьи непосредственно влияют на дальнейшее развитие ребёнка, его жизнь в школе, городе, стране. Однако и проблемы страны отражаются на воспитании и развитии личности, его физического совершенства.

 

Результаты работы школы могут соответствовать или не соответствовать образовательным запросам общества и конкретного человека, их ожиданиям. Это выражается понятием «качество образования». От качества образования во многом зависит состояние кадрового потенциала страны (исполнительского и творческого) а, следовательно, перспективы её развития. Качеством образования во многом определяется качество жизни всего общества и качество жизни каждого человека. Низкое качество образования может серьёзно тормозить прогресс общества и развития личности.

На рубеже XXI века больше нельзя обучать и управлять школой, ориентируясь на «валовые» показатели. Это имеет ряд важных общесистемных следствий:

  • возрастают требования к качеству обучения (прежде всего его вариативности и адаптивности);
  • повышается роль диагностики и индивидуального развития детей;
  • приоритетными становятся здоровьесберегающие технологии;
  • увеличиваются требования к квалификации и компетентности педагогических кадров;
  • обязательным становится программно-целевой подход к развитию системы образования;
  • насущной и жизненной потребностью становится информатизация обучения.

Отсюда следует, что школа должна способствовать:

  • достижению высокого качества жизни человека;
  • гармоничному саморазвитию личности;
  • продуктивной коммуникации и общению;
  • становлению гражданской позиции и многому другому.

 

Обновление школы невозможно без изменения главного педагогического отношения «учитель – учащийся». Оба они – субъекты обучения, личности, индивидуальности. Школа, состоящая из личностей, индивидуальностей, тоже должна быть субъективной, т.е. это не означает ничего иного, как свободу  - принципиальную возможность осознанного, внутренне обоснованного и ответственного перед собой и другими выбора субъектом целей, путей и способов своей деятельности, т.е. свободу саморазвития.

М.Монтенсори и А.С.Макаренко, великие педагоги XX века, казалось бы, непримиримо полярные по своим точкам зрения, вместе с тем очень близки в исходном основании, а именно:

Педагогическая система должна исходить из принципа саморазвития.

М.Монтенссори видела его реализацию в создании, прежде всего, предметной среды свободной, творческой деятельности каждого ребёнка, исходящей из логики его индивидуального развития. А.С.Макаренко – в свободном развитии детского коллектива, т.е. социальной среды, в которой необходимость совместного выдвижения целей деятельности и высокая ответственность за их реализацию пробуждают творческие планы каждого.

Теперь, в конце столетия, по опыту продуктивной деятельности тысяч педагогов мы знаем, что организация коллективных творческих дел и развитие индивидуальности ребенка не противостоят друг другу, а взаимно усиливают положительный образовательный эффект. Предложения детей разных классов (8, 9, 7, 4, 3, 2), оформленные в виде «ромашки»: «Школе мешает жить …» и «Мне нравится в школе …».

Опираясь на принцип саморазвития, школа XXI века будет становиться как отвечающая запросам государства, общества и личности социальная и информационно-предметная среда массового индивидуализированного образования.

Духовность, поиск истины, творение красоты, стремление делать добро, сопричастность судьбе своей малой родины и своего Отечества, забота о природе, профессиональная компетентность, предприимчивость, многоискуссность, упорство в достижении цели, гражданская ответственность, физическое и психическое здоровье – вот качества личности, в которых так нуждается белорусское общество.

Информатизация

Уже сегодня в центре внимания нашего общества находятся и не производство и потребление товаров и услуг, а производство, потребление и использование знаний и информации.

Если учащийся в школе с помощью компьютера, мультимедиа технологий, телекоммуникаций (которых, к сожалению, у нас в школе пока нет) научится получать для себя и доставлять другим нужную информацию в нужное место в нужное время, если он научится этими средствами выстраивать информационные модели своей предметной деятельности, и тем самым предвидеть результат, то в скором времени он войдёт в уже знакомый ему информационный мир. Информационная техника станет его естественной средой на рабочем месте и в быту. Не только его навыки, но и мышление будут адекватны условиям жизни в информационном обществе.

Вывод: Содержательная цель информатизации образования состоит в привитии учащимся информационной культуры.

Информационным технологиям в школе отводится особая роль в современных условиях. Учитель – регулятор информационной среды, насыщает её количественно и качественно. В нашей школе нет компьютеров, но можно и необходимо организовать использование всех информационных средств, систем и технологий. Это создание медиатеки на базе школьной библиотеки, где собиралась бы различная информация по школьной программе (слайды, компьютерные обучающие программы, аудио и видео материалы). Это и школьный радиоузел, издательский центр для издания газеты, друг публикаций. Всё это в наших руках!

Персонализированность.

Другой насущный вопрос современной школы – персонализированность обучения, т.е. такое обучение, которое должно отвечать актуальности, динамичным образовательным потребностям конкретного ребёнка. Оно всеохватно по своему содержанию.

Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальных отношений, культуры, науки, техники, информатики, спорта, что не могло бы стать содержанием персонализированного обучения. Поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы ребёнка, и рассматривается как пространство расширения возможностей развития его личности и индивидуальности.

Анализ содержания программ нашей школы (по их соответствию основным областям человеческой деятельности) обозначает пробелы в занятиях языками (запросов социума предостаточно), технологиями, этической и философской культурой. Недостаточно разнообразие программ в среде естествознания и экологии, нет – в области освоения компьютеров.

Персонализированное обучение исходит из естественной потребности ребёнка в новой информации и наличия у него общей установки на «присвоение» знаний в той области, которая вызывает интерес. В данном случае ребёнок свободен не только в выборе предмета обучения, но и он может в любой момент прекратить обучение, например, заинтересовавшись другим предметом, или заниматься несколькими предметами параллельно.

Внутренняя мотивация его учения произвольна. С 1997 года число детей, занимающихся дополнительным образованием (персонализированное обучение) непосредственно в стенах нашей школы возросло с 17% (1999 г.) до  46% (2000 г.). Это уроки МДО, английского языка, ИВТ, уроки здоровья, развивающая система Л.В.Занкова, литературное образование в гуманитарных классах, этикет, философия жизни, экскурсионная деятельность и др.

Растущие образовательные запросы общества и личности характеризуются не только предметным разнообразием, они различны и в отношении требований, которые предъявляются к качеству обучения.

Качество обучения (технологии).

Что же мы с вами делаем в этом направлении? Используем различного рода технологии, в основе которых лежит организация взаимодействия учителя и ученика. Таких стратегий к концу XX века известно три:

  • стратегия сотрудничества (учащиеся работают вместе для достижения общих целей);
  • стратегия соперничества (учащиеся соревнуются в достижении цели, причём достигнуть её могут далеко не все);
  • стратегия раздельного обучения (каждый учащийся самостоятельно движется к своей цели, и эта цель совпадает с целями других).

Технология «комбинированного» урока (раздельное и соревновательное обучение) доминировало на протяжении почти всей второй половины XX века. К сожалению, из-за сохраняющейся «перенаселённости» классов, отсутствия в школе современного оборудования и новых информационных средств обучения, высокой учебной нагрузки  учителей эта морально устаревшая технология ещё довольна устойчива.

Она удобна и привычна прежде всего для преподавателя «урокодателя», хотя имеет крайне низкую педагогическую эффективность, в классе в силу индивидуальных различий в темах обучения по каждому учебному предмету стихийно складывается структура сильных, средних и слабых учащихся, управлять которой преподаватель не может по сути своей технологии. Чаще всего учитель ориентируется на работу с одной или двумя категориями учащихся. В результате страдают либо дети, проявляющие повышенные способности к предмету, любо отстающие, либо и те и другие.

В классе всё время возникают конфликты по причине постоянного присутствия «отверженных». Жертвой этой технологии является не только ребёнок, но и применяющие её учитель. «Комбинированный» урок имеет следствием огромный объём домашней работы, перегрузку учащихся, учебные трудности, а, следовательно, растущее число неуспевающих, взаимные претензии учителей, конфронтацию учителя с учащимися и т.п. Согласно диаграмме «Понимание учебного материала» 51% учащихся не понимают содержание учебного материала в ходе работы на комбинированном уроке. Следовательно, комбинированный урок – технология малой эффективности. Вместо него можно применить следующие виды работы для понимания учебного материала:

  • справочная литература и аудио видео материалы;
  • общение (групповая работа);
  • работа с родителями (возможна предварительная консультация на родительском собрании);
  • блок вопросов для дискуссии («Мозговой штурм») и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии личностно ориентированного образования.

В последнее десятилетие педагогические коллективы школ успешно осваивают технологии личностно ориентированного образования:

  • поэтапное формирование умственных действий;
  • проблемное обучение;
  • программированное обучение;
  • развивающее обучение;
  • личностно-деятельное и личностно-ориентированное обучение;
  • проективное обучение;
  • модульное обучение;
  • индивидуально-ориентированное обучение;
  • игровое обучение;
  • концентрированное обучение;
  • активное обучение;
  • дистантное обучение.

 

Модульное и проектное обучение.

Высока эффективность модульного и проектного обучения. Модули (базовые, профильные, углублённые и др.) открывают возможность уровневой дифференциации. Проекты обогащают обучение деятельностными и творческими компонентами. Понятно, что особое внимание при этом уделяется организации индивидуальных и групповых форм работы, основанных на сотрудничестве учащихся и педагогов (система «Одарённый ребёнок»).

 

Индивидуальные образовательные программы.

Внедрение в массовую школу индивидуальных образовательных программ и учебных компонентов, которые учитывают объём и глубину изучения учебного материала и одновременно психофизические особенности ребёнка, темп его учебной деятельности, возможность выбора школьником учебных предметов, дополняющих основной базовый компонент – неблизкая перспектива, примерно первое десятилетие XXI века.

(Диаграмма «Условия успешной учёбы»).


Вывод: Дети сами осознают, что уровень их развития разный и, следовательно, у каждого должен быть свой индивидуальный путь интеллектуального и творческого развития. Поэтому для каждого должна быть создана своя индивидуальная программа обучения, с учётом волевых усилий, интереса к предмету, помощи со стороны семьи и профессионализма учителя.

Однако есть препятствия на пути массового применения индивидуализации обучения:

  • нет научной, дидактической и методической проработки проблемы;
  • нет единой интегрированной телекоммуникационной среды для образования;
  • слабая материальная техническая база: например до сих пор не завершён процесс информатизации школ на базе компьютеров новых поколений;
  • недостаточная квалифицированность учителей.

Изменение ментальности педагогов.

В первую очередь необходимо кардинально изменить ментальность педагогов. Приведём для иллюстрации пример из результатов анкетирования учителей. Был поставлен следующий вопрос: «В чём заключается главная трудность для учащихся при освоении Вашего предмета?» (диаграмма «Трудности освоения предмета»).


Типичная картина – недостаточный уровень развития учащихся 46%, т.е. дети как бы «сами виноваты». При этом на сложность учебного материала посетовали только 12.5% учителей, на несовершенство методики преподавания – 3% и на недостаточность своих знаний и опыта – 4%. Что же получается в итоге? Педагог «хороший», материал «простой», а из-за низкого развития учащихся всё нарушается. Возможно ли это? Вряд ли! Тем более, что дети проучились в нашей школе весь срок обучения. Вывод: педагоги в работе с любыми учащимися обязаны найти эффективную технологию. Это и есть критерий высокой педагогической квалификации.

Качество и стиль управления.

Набор образованных технологий и порядок их сопряжения характеризует педагогическую культуру школы. Особую роль в «выращивании» этой культуры играют качество и стиль управления или, другими словами, созданная в школе творческая активность.


Качество обучения.

Чтобы повысить качество обучения, нужно применить педагогические технологии, стимулирующие рост действенности знаний.

Конечно, не всякий учащийся способен достичь творческого уровня овладения знаниями. Однако эффективность применяемой педагогической технологии, квалификация и компетентность учителя тем будет выше, чем  большее количество учащихся достигнет высоких уровней действенности знаний – это важный показатель интеллектуального развития ребёнка. Что же включается в это понятие:

  1. Использование систем разноуровневых задач позволяет учителю и учащимся точнее оценить достигнутое качество обучения, спланировать дальнейшую работу. А многобалльные шкалы оценки знаний (10 баллов, 20 баллов) полезны ещё и тем, что облегчают стимуляцию учащихся к росту результатов обучения, позволяют надёжно выявить предметные ориентации учащихся, а, следовательно, индивидуализировать обучение (УДЭ).
  2. Диаграмма «Условия успешной учёбы».

По мнению большинства учащихся, успешность обучения обеспечивает интересом к предмету, сообразительностью, интеллектуальными способностями и волевыми усилиями (73%), т.е. учащиеся факторы успешности соотносят со своими индивидуальными качествами, но не отрицают при этом роли учителя (18%). Иными словами, учащиеся не согласны играть роль «ведомых» и принимают на себя значительную часть ответственности за результаты обучения. Каждый второй ученик старших классов считает, что между целями ученика и учителя есть существенные различия и педагоги не утруждают себя учётом мнений учащихся.

  1. Как можно чаще включать в занятия споры, диалоги и дискуссии – этого хотят сами дети. (Диаграмма «Отношение учащихся к дискуссиям на уроках»)

  1. Понимание учебного материала достигается уже в ходе урока (51%, диаграмма «Понимание учебного материала», см. ранее) и при выполнении домашнего задания (60%) – это соотношение говорит о низкой эффективности преподавания и явной перегрузке учащихся. А вот влияние родителей (31%) и одноклассников (39%) на достижение планируемых результатов обучения весьма велика (70%), что в два раза больше, чем влияние педагогов (31%). А ведь укрепление связей в работе, обучении между педагогами, учащимися и родителями, как резерв роста качества обучения, школой системно используется крайне редко.

Школа – институт общества, который отстаивает непреходящие ценности. Плохо, если в условиях разрушения общественной морали, падения авторитетов закона, ослабления семейных связей школа откажется от воспитания.

В современных условиях чрезвычайно важны гражданско-патриотическое, экологическое, трудовое, семейное, художественно-эстетическое воспитание. Эта работа в школе часто сводится к передаче школьнику знаний из истории, этикета, права, культуры и т.п. Конечно, без этих знаний немыслима продуктивная творческая деятельность. Но не она составляет основу воспитания: ребёнок лишь обучается действиям, а воспитывается  - поступком. В связи с этим школа обязана создать внутреннюю социальную среду, в которой вероятность положительных поступков максимальна, т.е. в ней должна быть система общих для школьного коллектива этических и моральных ценностей, как для учащихся, так и для учителей. Школа, лишённая этого, неизбежно превращается в «образовательную мануфактуру».

 Мы с вами пока далеки от практики создания «дружественной воспитательной среды»:

  • 60% детей были свидетелями несправедливых отношений со стороны учителей, одноклассников, старших школьников;
  • 50% детей сказали, что «если мне грубят, то я отвечу также грубостью»;
  • 30% (всего лишь!) детей считает, что большинство учителей не позволяет себе кричать на учеников;
  • 15% (только!) детей убеждены, что большинство учителей стараются понять каждого ученика, встать на его место.

Саморазвитие личности – это не только прогресс в накоплении знаний, умений, качеств, опыта творческой деятельности, но и обретение опыта высокой этической и моральной ответственности, что составляет одну из главных целей воспитания.

Школьникам необходим разнообразный опыт ответственного поведения в самых разных социальных средах, в различных жизненных ситуациях. Именно поэтому столь важно развивать ученическое соуправление и коллективные исследовательские  проекты, деятельность разновозрастных художественных коллективов, студий, спортивных клубов, поисковой и краеведческой работы. Коллективная творческая деятельность (КТД) становится одной из ведущих технологий воспитания. Она включает в свою орбиту детей и взрослых, семью и школу, общественность, а в перспективе – весь социум. Вспомним подготовку и празднование 50-летия Победы, праздник «Последнего звонка». Такие программы существенно обновляют потенциалы образования, в первую очередь – гражданско-патриотического. Дети, увлечённые сопереживанием, участием в исторических событиях своей школы, города, страны и их малой родине, с большей вероятностью отстранятся от бездумной траты времени на игры, наполненные агрессией и  насилием.

Нам известно, что поведение человека направляется не только знаниями, нравственностью, гражданским долгом, но и эстетическими критериями, т.е. не только истиной, добром, но и красотой. С этой точки зрения значение массового художественного образования детей переоценить трудно.

Огромный вклад вносят в воспитание чувства красоты и потребности общения с прекрасным занятия дополнительным образованием, художественная деятельность  в начальном образовании.

Этические критерии важны, когда мы оцениваем качество образовательного процесса. Они имеют сильное влияние на отношение школьников у учению, к школе. (Диаграмма «Отношение учащихся к школе»)


Дети чутко реагируют на неряшливость в одежде учителя, косноязычие, неумение правильно интонировать речь, на неуклюжесть педагога, его неадекватные жесты и мимику. Педагог-мастер во все времена был выразительным педагогом. Не требуйте от ребёнка красивого оформления работы, если сами на доске пишите кое-как. Тем боле не требуйте от ребёнка правильного поведения, когда он понял фальшь «образцово-показательного» открытого урока. Когда он оскорбился разницей в тоне разговора учителя с ним и его родителями; когда он возмутился снижением оценки за знания из-за размолвки с педагогом (Диаграмма «Оценка учителя говорит о…»). А ведь данный факт у нас в школе присутствует. Важно понимать, что ребёнок ожидает доверительной беседы, а не «вердикта верховного судьи», тем более «оглашения безжалостного приговора» перед всем классом.

Вывод: Эффективная педагогическая психология не может не быть красивой; она наполнена чувством меры; гармонией цели, содержания и формы.

Сохранность здоровья.                                                                                                                             

А теперь о главном вопросе – сохранность здоровья. Физическое воспитание – одно из основных слагаемых образовательного процесса в школе, без которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие ребёнка.

Практика показывает, что там, где всерьёз поставлено преподавание физической культуры в школе, количество пропущенных по болезни уроков резко сокращается. Ловкий ребёнок, как правило, и умный ребёнок. Тот, кто быстро и правильно схватывает «рисунок» движения, так же быстро и чётко усваивает учебный материал.

Метод.объединение (где регулярно поднимаются вопросы о профилактике нарушения осанки, зрения, здоровьесберегающих технологиях) и родительские собрания, школьные педсоветы в некоторой степени позволяют решить вопросы, связанные с проблемами здоровья учащихся. Сохранность здоровья – это не отдельный вопрос, а цена вопроса!

Однако статистика говорит, что болезни зрения и нервной системы, сколиоз занимает очень большой и растущий процент в общей заболеваемости школьников. Вместе с тем известно, что именно эти заболевания называются «школьными» (дидактогенными). Дети подвергаются неконтролируемой школьной нагрузке. На выполнение домашнего задания школьники затрачивают по 3-4 часа в день. А ведь старшеклассники ещё 3-4 раза в неделю повещают подготовительные курсы, другие дети – ИКЗ. Давление такого «УВП» (учебно-воспитательного процесса) на психику столь велико, что у детей возникают пограничные и кризисные ситуации, вызывающие постоянное чувство тревоги, стрессы, ведущие к нервно-психическим и тяжёлым соматическим заболеваниям. А таких заболеваний у нас по школе немало.


Диаграмма
«Соотношение больных и здоровых учащихся в школе».

Вывод: школа должна иметь индивидуальную, постоянно действующую, комплексную программу сохранения и укрепления здоровья учащихся, учителей, включающую в себя педагогические, психологические, гигиенические, медицинские, социальные и организационные аспекты проблемы.

Заключение.

На первый план должны выйти вопросы нормализации учебной нагрузки по каждому предмету, выбора оптимального режима и расписания занятий, создание психологического климата в коллективе, комфортной предметной среды и уюта, системы оздоровительных профилактических мероприятий, занятий спортом, взаимодействия с родителями.

И, в заключение, об адаптивном (адресном) обучении, которое обеспечивает оптимальные возможности обучения, общения и развития для разных групп детей:

  • обычные дети, успевающие в обучении, с нормальным типом развития и социализации, которые составляют основной контингент школы;
  • одарённые;
  • дети с девиантным поведением;
  • дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии;

Все типы детей присутствуют у нас в школе.

Трудный подросток, «бегущий» от рутины предметного обучения, должен получить дополнительный шанс попробовать себя в ручном труде – он тоже может стать мастером. Обычный школьник, так называемый «середняк», способен раскрыть свои таланты в системе дополнительного образования. Наша цель: дать каждому ребёнку ещё один (второй, третий, и т.д.) шанс в его индивидуальном развитии.

VII. Составление общего проекта развития школы.

Приглашается по одному человеку от группы с заполненными рабочими листами и в отдельной группе составляют сводный (общий) перспективный проект развития школы на специальном листе-таблице:

От чего мы уходим

К чему мы стремимся

Как мы можем этого достигнуть

сроки

ответст-венные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В это время с остальными учителями проводится повторный психологический тест.

- Каково ваше отношение к школе в данный момент, с каким цветом вы его ассоциируете, запишите на листках. (Листки собираются и обрабатываются группой психолога и делается сравнительный анализ с началом и окончанием педсовета).

VIII. Информационное рабочее сообщение директора школы.

В конце сообщения психолог зачитывает результаты тестирования по изменению отношения к школе в течение педсовета.

IX. Принятие решения педсовета на основе общих выводов.