Школа - территория здоровья

Девиз проекта: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней»

 

  1. Информационный паспорт проекта

 

Наименование   проекта: «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  

Место реализации проекта: 

Государственное учреждение образования «Базовая школа д. Яцковичи»

 

Главная идея проекта:   Организация совместной деятельности педагогов и  обучающихся, родителей и других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

 

Сроки реализации    проекта:   2018/2020 гг.

 

   Участники проекта:   Директор, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

 

Принципы: 

  1. Культурологический подход:

приобщение обучающихся к культуре гигиены.

  1. Деятельный подход:

игровой, творческий.

  1. Дифференцированный подход:

учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

  1. Комплексный подход:

использования профилактических и оздоровительных технологий.

 

Информационное обеспечение проекта:

Сайт учреждения и информационный стенд.

 

 

 

 

 

  1. Обоснование и актуальность проекта

 

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводят психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Также большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершают множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Проект “Школа-территория здоровья” является комплексным, в нем особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Проект разработан с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.

Путем реализации проекта раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья обучающихся.

   Выделяют несколько компонентов здоровья:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
  • Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
  • Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
  • Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  • Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
  • Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
  • Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
  • Уровень психологической помощи учащимся.
  • Состояние микроклимата в школе и дома.

Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.

 

Задачи проекта:

  1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
  2. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
  3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся.
  4. Привлечение психолого-логопедо-педагогической службы для своевременной профилактики психологического состояния обучающихся.
  5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся.
  6. Ведение паспорта здоровья класса классными руководителями, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся.

 

Приоритетные направления:

  1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в ГУО «Базовая школа д. Яцковичи».

Основные задачи направления:

  • организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к обучающимся;
  • разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;
  • формирование у обучающихся мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
  • построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся;
  • устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье;
  • совершенствование материально-технической базы школы, способствующей укреплению здоровья.
  1. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основные задачи направления:

  • организация просветительской работы среди родителей;
  • формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
  • привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.
  1. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.

Основные задачи направления:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
  • работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
  • внедрение во внеурочную деятельность школы занятий по интересам;
  • осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи обучающимся;
  • организация активных форм досуга.

 

План работы школы

по сохранению и укреплению здоровья обучающихся 

на 2019/2020 учебный год

 

  1. Диагностика, коррекция и развитие учащихся

 

п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.      

 

Сбор информации о состоянии здоровья детей

сентябрь

Кл.руководители,

медработник

2.      

 

Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья

Октябрь-ноябрь

Медработник

3.      

 

Мониторинг состояния здоровья учащихся

В течение года

Кл. руководители

 

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика

1 раз в год

Классные руководители

 

Проведение утренней зарядки

Ежедневно

Учитель

4.

Проведение подвижных перемен на свежем воздухе

Ежедневно

 

Кл. руководители,

дежурный учитель,

5.

Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся

Систематически

 

Учителя- предметники

 

  1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

 

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

Постоянно

Директор, техработники

 

2

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Директор 

3

Обеспечение соблюдения правил ПБ в школе

Постоянно

Директор

 

4

Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения

Постоянно

Директор

5

Регулярное проведение объектовых тренировок

По графику

Директор

6

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ в учебных кабинетах

По плану внутришкольного контроля

Директор, профком

7

Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе

Сентябрь

Директор

8

Издание приказов:

- об охране жизни и здоровья школьников,

- о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ, ПБ и охраны труда

Сентябрь

Директор

9

Составление социального паспорта по классам, составление списков:

- учащихся группы риска,

- неблагополучных семей,

- многодетных семей,

- малообеспеченных семей,

- неполных семей,

- детей-инвалидов

Сентябрь

Классные руководители

10

Учет посещаемости учащимися школы

В течение года

Классные руководители

11

Организация дежурства по школе

Сентябрь

Директор

12

Составление графика работы технического персонала

Сентябрь

Директор

13

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Классные руководители

14

Организация горячего питания в школьной столовой

В течение учебного года

Директор, отв.за питание

15

Обеспечение бесплатным горячим питанием нуждающихся учащихся

В течение учебного года

Директор

16

Проведение динамических пауз в начальных классах

Постоянно

Учителя начальных классов

17

Проведение подвижных игр на свежем воздухе

Постоянно

Учителя начальных классов

18

Составление графика работы помещения, приспособленного для занятий физической культурой

Сентябрь

Учитель физической культуры и здоровья

19

Оформление стенда «Хочу быть здоровым»

Октябрь

Кл. руководители

20

Рейды:

- по проверке внешнего вида учащихся,

- по сохранности библиотечных учебников,

- по выполнению школьниками режима дня

По плану внутришкольного контроля

Директор, библиотекарь,

 кл. руководители

21

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов

В течение года

Директор 

22

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

Постоянно

Учитель физической культуры и здоровья

23

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор

24

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

август

Учителя

нач. кл.

 

25

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9 классе

Май-июнь

Директор 

26

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период

Зав. кабинетами

 

27

Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики учащихся

В летний период

Директор,

кл. руководители

28

Подготовка актов по приемке школы

Июль-август

Директор

 

29

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август-сентябрь

Директор

30

Приемка школы к новому учебному году

Август

Директор

 

 

  1. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Руководители ШМО, учителя-предметники

 

2

Проведение инструктажа по правилам ТБ, ПБ и охраны труда

Сентябрь

Март

Директор, классные руководители

3

Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий

В течение года

Директор, руководитель ШМО

4

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения

По плану воспитательной работы

Классные руководители

5

Проведение тематических классных часов по нравственному воспитанию:

- «Учитесь управлять собой» (7-8 классы)

- «Человек и его манеры» (4-5 классы)

- «Личная гигиена» (1-9 классы)

- «Жить, побеждая зло» (5-9 классы)

 

 

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Классные руководители

6

Проведение месячников:

- пожарной безопасности

- гражданской защиты

- охраны труда

 

Сентябрь

Октябрь

Май

Директор 

7

Создание библиотеки методической литературы по здоровому образу жизни

До декабря

Библиотекарь

8

Обеспечение соблюдения правил ТБ и ПБ во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах

Во время каникул

Директор 

9

Разработка рекомендаций классным руководителям по ведению индивидуального учета физического и психического состояния учащихся

Декабрь-январь

Директор

10

Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения

Ноябрь-декабрь

Директор

11

Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся

Ноябрь

Март

Директор

 

  1. Оздоровительно-профилактическая работа

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах

Постоянно

Директор, учителя

2

Контроль соблюдения режима дня учащимися

Постоянно

Классные руководители

3

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся

По графику

Медработник

4

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)

По отдельному плану

Классные руководители

5

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д.

По плану

Классные руководители, служба СППС

6

Оказание социальной поддержки подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Постоянно

Классные руководители, служба СППС

7

Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»

Октябрь-декабрь

Классные руководители,

8

Проведение утренней зарядки, подвижных школьных перемен

Постоянно

Дежурный учитель

9

Проведение физкультминуток на уроках

Ежедневно

Учителя-предметники

10

Проведение Дней здоровья

Каждая вторая суббота месяца

Учителя физ-ры

11

Проведение месячника по уборке школьной территории

Сентябрь

Май

Кл. руководители

12

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

Май-сентябрь

Классные руководители, учитель биологии

13

Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период

Июнь-август

Директор, профком

14

Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива

Июнь-август

Директор, профком

15

Проведение медосмотра педагогов школы

Август-сентябрь

Директор

 

 4.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия

 

№ п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

 

Подвижные игры на свежем воздухе

Ежедневно

Классные руководители

2

Проведение Дня здоровья

 

В месяц 1 раз

(каждая вторая суббота месяца)

Учитель  физкультуры

3

Легкоатлетический кросс

Сентябрь

Учитель физкультуры

4

Легкоатлетический эстафета

Сентябрь

Учитель физкультуры

5

Игра «Пионербол»  

Октябрь

Учитель физкультуры

6

Соревнование по волейболу       

Май

Учитель физкультуры

7

Спортландия «Папа, мама, я-спортивная семья»

Октябрь, Декабрь, май

Учитель физкультуры

8

Лыжные гонки. Лыжная эстафета

Январь  

Учитель физкультуры

9

Эстафета «Веселые старты»  

Февраль

Учитель физкультуры

10

Соревнование по настольному теннису                                                              

Ноябрь

Учитель физкультуры

11

Легкоатлетический кросс

Май

Учитель  физкультуры

12

Соревнование между классами по футболу

Май

Учитель физкультуры

 

  1. Работа по преодолению у учащихся вредных привычек

             

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Организация родительского патрулирования

В течение года

Директор

2

 

Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»

Систематически

 

Директор, кл. руководители,

3

 

Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков

По плану кл. руководит.

Классные руководители

4

 

Оформление стендов «Хочу быть здоровым!», «Скажи наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду»

Октябрь

 

Классные  руководители

5

 

Встречи учащихся с работниками милиции, медицинскими работниками

В течение года

Директор

6

Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»

Октябрь-декабрь

Классные руководители

7

 

Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения.

В течение года

Классные руководители, отв. за Декрет №18

 

  1. Работа с родителями.

             

                 Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

 

Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся

Ноябрь, январь, май

 

Директор

 

2

 

Приглашение на родительские собрания медицинских работников

По плану

 

Классные руководители,

медработники

3

Организация индивидуальных консультаций для родителей

В течение

года

Классные руководители

4

 

Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики

По плану

Классные руководители

5

 

 

Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях

По плану

 

Классные руководители

6

 

Родительский лекторий «Методы оздоровления детей в домашних условиях»

Раз в четверть

Классные руководители

Ещё в этом разделе