Общие психолого-педагогические рекомендации для родителей

ОБЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

         Перефразируя крылатое выражение, можно сказать, что "родителями не рождаются, а становятся", потому к "приобретению" этой "дополнительной профессии" необходимо отнестись со всей ответственностью. Обычно папы и мамы ищут помощи в собственном опыте жизни в родительских семьях, взаимоотношения в которых зачастую были далеки от благоприятных. Однако механическое следование усвоенным образцам и принципам, как и отказ от них на основании того, что они "нравятся или не нравятся", мешает разумной организации воспитания ребенка. Мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми общими принципами родительского поведения, принятыми современной психолого-педагогической практикой. Возможно, они не покажутся Вам откровением.

Общаясь с ребенком, старайтесь придерживаться следующих правил:

- не обусловливайте Вашу любовь к ребенку какими-либо требованиями к нему:

- "Я не буду тебя любить, если......

- оберегайте чувство собственного достоинства ребенка в любой ситуации, не унижайте его, особенно публично;

- не "клейте ярлыков" типа "лентяй", "тупица", "недотепа" и т. п.;

- никогда не ругайте ребенка, за то, по поводу чего он сам испытывает огорчение или неудовольствие;

- не дискредитируйте повод, вызвавший огорчение у ребенка: "Да брось из-за ерунды...*, посочувствуйте ему, " присоединитесь " эмоционально к его проблеме;

- не запрещайте ребенку испытывать любые эмоциональные реакции, постарайтесь лишь научить его (а при необходимости и сами научитесь) выражать свою реакцию, не обижая окружающих и не разрушая общий микроклимат;

- старайтесь выражать Ваши собственные негативные реакции на поступки ребенка СЛОВАМИ - "я возмущен(а)", "огорчен(а)", "сердит(а)", а позитивные - с внешними проявлениями, в зависимости от Вашего темперамента и привычек.

- научите ребенка распознать и назвать свою эмоциональную реакцию на ту или иную ситуацию: "огорчен", "обижен", "доволен" и т. п.;

- не "читайте" ребенку длинных нравоучений; если есть необходимость что-то ему разъяснить, делайте это в форме диалога;

- не провоцируйте ложь ребенка; если Вы абсолютно убеждены в том, что ребенок провинился, не добивайтесь его "личного" признания - сразу обсуждайте проступок и Вашу реакцию на него; если же уверенности нет, избегайте допросов и наказаний  поскольку это лишь вызовет обиду, недоверие, стремление избежать наказания;             

- не высказывайте "пустых" угроз и обещаний  будьте последовательны;

- больше беседуйте с ребенком, вне эмоционально насыщенных  ситуаций "о жизни вообще" и о возникающих проблемах, в том числе и семейных…

- не упрекайте ребенка, если он не соответствует Вашим ожиданиям и представлениям о том, каким ДОЛЖЕН БЫТЬ Ваш ребенок;    

- помогите ребенку достичь успеха в том или ином  учебном предмете.

    Это даст ему веру возможности и активизирует интерес к нему;

- находите поводы и время для организации маленьких "семейных развлечении - постарайтесь отнестись к воспитанию Вашего ребенка как к творческому процессу

- наблюдайте, анализируйте, изобретайте, - тогда Вы в полной мере сможете проникнуться родительской позицией и сделать это трудное дело чрезвычайно интересным.

     Часто приходится слышать жалобы родителей на то, что ребенок, приходя из школы, ни о чем не рассказывает, а на вопрос "Как дела?" сообщает, какие отметки получил, и говорит, что "все нормально". В связи с этим родители начинают считать ребенка скрытным, волноваться, что могут что-то упустить в воспитании. Однако, как показывает наш опыт, чаще всего такие ответы - результат неумения ребенка рассказать о тех событиях, участником которых он сам являлся.

Развивать  такое умение необходимо с того момента, как ребенок начинает ходить в школу. При  этом важно учитывать общие правила, которые помогут управлять этим процессом:

- оцените собственные эмоциональные проблемы и  навыки общения, которые могут затруднить беседы с ребенком в позитивном направлении

- никогда не начинайте разговор с ребенком с вопроса об отметках, которые он получил, с  "неприятных" проблем;

- начиная разговор, задайте вопросы, отражающие Вашу любовь к ребенку и заботу о нем (как  себя чувствует, устал ли, какое у него настроение и т.п.), покажите ему, что Вы рады его видеть;

- получив ответ на вопрос о его школьных делах, что "все в порядке", задавайте конкретные вопросы отталкиваясь, от известной Вам информации (например, все ли он понял на математике, если у ребёнка бывают трудности, или как прошла экскурсия, если она в этот день была, или о том, что было на прогул» как он играл с ребятами, что было и что нового узнал он на уроке русского языка, естествознания и т.д.);

- комментируя события, о которых Вам рассказывает ребенок, не допускайте откровенно критических и, тем более, осуждающих высказываний, поскольку это вызовет у ребенка нежелание рассказывать об эмоционально значимых ситуациях, стремление избегать общения с Вами;

- при необходимости критической оценки ситуации постарайтесь, чтобы ее сформулировал сам ребенок, отвечая на Ваши вопросы типа: "Что ты по этому поводу сам думаешь? ";

- не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно, если это сравнение не в его пользу, поскольку это приведет к снижению самооценки и повышению уровня "школьной тревожности";

- не '"обесценивайте" повод, вызвавший у "ребенка огорчение ("что ты из-за пустяка расстраиваешься"), обсудите с ним, каким способом можно исправить ситуацию;

- побуждайте ребенка к анализу ошибок и способов их преодоления (речевые обороты типа: "Как ты думаешь...?", "Я хочу понять..." и т.п.);

- старайтесь, чтобы в результате разговора Ваш ребенок испытывал положительные эмоции, чувствовал Вашу поддержку и свои возможности справиться с возникающими проблемами.

     Разговаривайте с ребенком! Качество контакта, установленного с ребенком в младшем школьном возрасте, будет оказывать определяющее влияние по мере его взросления и снимет многие проблемы развития детско-родительского общения в подростковом и юношеском возрасте. При наличии затруднении обращайтесь за квалифицированной помощью к психологу. Чем раньше, тем лучше!

     Одним из важнейших условий эффективного управления процессом воспитания ребенка является правильное понимание природы возникновения неблагоприятных проявлении, поскольку эти проявления могут быть следствием очень разных причин. Приводим типичные жалобы родителей и педагогов и возможные источники их происхождения.

Ребенок плохо учится;

- хроническая неуспешность (снижение самооценки, "вторичная неуспеваемость");

- школьная тревожность (боязнь ошибиться и нарушение контакта с педагогами);

- инфантильность (сохранение черт, характерных для более раннего возраста);

- задержка развития (отставание в формировании учебнозначимых функций);

- синдром ухода от деятельности ("витает в облаках");

- отсутствие познавательных интересов;

- уровень энергетики (расторможенность, неусидчивость либо астенизация);

- проблемы самоорганизации и самоконтроля.

Ребенок ленится

- снижение познавательных интересов;

- мотивация избегания неуспеха;

- общая замедленность темпа деятельности;

- состояние здоровья, астенизация;

- особенности контактов со взрослыми;

- форма протеста против завышенных требований и ожидании результатов от ребёнка;

- лень в собственном смысле (ребенок делает только то, что ему приятно).

"Ребенок рассеян";       

- снижение функции внимания;

- проблемы самоорганизации и самоконтроля (планирование и контроль за выполнением действий);

- уход от деятельности, наличие более сильных побудителей, лежащих вне сферы учебной деятельности;

- тревога;

- трудности концентрации в связи с неусидчивостью;

- повышенная склонность к фантазированию, богатое воображение, уход в "собственные миры".

"Ребенок неуправляем";

- ошибки  взрослых (завышенные требования взрослых к естественным возможностям и поведению детей определенного возраста);

- высокая активность;

- негативистическая  демонстративность (привлечение внимания через "вызывающее" поведение);

- двигательная расторможенность, неусидчивость;

- избалованность (несформированы "рамки" и правила поведения).

У ребенка трудности в общении.

- несформированность навыков общения;

- недостаточный уровень развития коммуникативной функции речи;

- интеллектуализм, эмоциональная холодность;

- стремление к самоизоляции (снижение желания общаться);

- ошибки взрослых (стиль семейного общения);

- несформированность игровой деятельности.

"Ребенок агрессивен":

- истинная агрессивность (стремление причинить вред другому);

- "защитная "агрессия в ситуациях, вызывающих тревогу или страх;

- несформированность навыков общения.

"Ребенок нервный":

- ранимость, ослабленность нервной системы; 

- тревожность/мнительность;

- инфантильность;

- трудности адаптации в новых условиях;

- астенизация, повышенная утомляемость.

     Объективно и точно установить причины неблагоприятного развития ребенка поможет психолог, однако мы предлагаем Вам попытаться самостоятельно оценить причины затруднений или имеющихся проблем, чтобы, опираясь на приведенную выше информацию, иметь возможность сравнить и затем обсудить свою позицию с позицией квалифицированного специалиста.

 

Ещё в этом разделе