Девиз проекта: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней»
- Информационный паспорт проекта
Наименование проекта: «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Место реализации проекта:
Государственное учреждение образования «Базовая школа д. Яцковичи»
Главная идея проекта: Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей и других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни
Сроки реализации проекта: 2019/2022 гг.
Участники проекта: Директор, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры
Принципы:
- Культурологический подход:
приобщение обучающихся к культуре гигиены.
- Деятельный подход:
игровой, творческий.
- Дифференцированный подход:
учет специфических позиций детей, учет их физического развития.
- Комплексный подход:
использования профилактических и оздоровительных технологий.
Информационное обеспечение проекта:
Сайт учреждения и информационный стенд.
- Обоснование и актуальность проекта
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводят психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Также большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершают множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Проект “Школа-территория здоровья” является комплексным, в нем особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Проект разработан с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.
Путем реализации проекта раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья обучающихся.
Выделяют несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
- Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
- Состояние микроклимата в школе и дома.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.
Задачи проекта:
- Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
- Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
- Планомерная организация полноценного сбалансированного питания обучающихся.
- Привлечение психолого-логопедо-педагогической службы для своевременной профилактики психологического состояния обучающихся.
- Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся.
- Ведение паспорта здоровья класса классными руководителями, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся.
Приоритетные направления:
- Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в ГУО «Базовая школа д. Яцковичи».
Основные задачи направления:
- организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к обучающимся;
- разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;
- формирование у обучающихся мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
- построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся;
- устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье;
- совершенствование материально-технической базы школы, способствующей укреплению здоровья.
- Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Основные задачи направления:
- организация просветительской работы среди родителей;
- формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
- привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.
- Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.
Основные задачи направления:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
- работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
- внедрение во внеурочную деятельность школы занятий по интересам;
- осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи обучающимся;
- организация активных форм досуга.
План работы школы
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
на 2021/2022 учебный год
- Диагностика, коррекция и развитие учащихся
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1.
|
Сбор информации о состоянии здоровья детей |
сентябрь |
Кл.руководители, медработник |
2.
|
Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья |
Октябрь-ноябрь |
Медработник |
3.
|
Мониторинг состояния здоровья учащихся |
В течение года |
Кл. руководители |
Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика |
1 раз в год |
Классные руководители |
|
Проведение утренней зарядки |
Ежедневно |
Учитель |
|
4. |
Проведение подвижных перемен на свежем воздухе |
Ежедневно
|
Кл. руководители, дежурный учитель, |
5. |
Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся |
Систематически
|
Учителя- предметники |
- Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1
|
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий |
Постоянно |
Директор, техработники
|
2 |
Соблюдение воздушного и светового режима в школе |
Постоянно |
Директор |
3 |
Обеспечение соблюдения правил ПБ в школе |
Постоянно |
Директор
|
4 |
Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения |
Постоянно |
Директор |
5 |
Регулярное проведение объектовых тренировок |
По графику |
Директор |
6 |
Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ в учебных кабинетах |
По плану внутришкольного контроля |
Директор, профком |
7 |
Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе |
Сентябрь |
Директор |
8 |
Издание приказов: - об охране жизни и здоровья школьников, - о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ, ПБ и охраны труда |
Сентябрь |
Директор |
9 |
Составление социального паспорта по классам, составление списков: - учащихся группы риска, - неблагополучных семей, - многодетных семей, - малообеспеченных семей, - неполных семей, - детей-инвалидов |
Сентябрь |
Классные руководители |
10 |
Учет посещаемости учащимися школы |
В течение года |
Классные руководители |
11 |
Организация дежурства по школе |
Сентябрь |
Директор |
12 |
Составление графика работы технического персонала |
Сентябрь |
Директор |
13 |
Оформление листков здоровья в классных журналах |
Сентябрь |
Классные руководители |
14 |
Организация горячего питания в школьной столовой |
В течение учебного года |
Директор, отв.за питание |
15 |
Обеспечение бесплатным горячим питанием нуждающихся учащихся |
В течение учебного года |
Директор |
16 |
Проведение динамических пауз в начальных классах |
Постоянно |
Учителя начальных классов |
17 |
Проведение подвижных игр на свежем воздухе |
Постоянно |
Учителя начальных классов |
18 |
Составление графика работы помещения, приспособленного для занятий физической культурой |
Сентябрь |
Учитель физической культуры и здоровья |
19 |
Оформление стенда «Хочу быть здоровым» |
Октябрь |
Кл. руководители |
20 |
Рейды: - по проверке внешнего вида учащихся, - по сохранности библиотечных учебников, - по выполнению школьниками режима дня |
По плану внутришкольного контроля |
Директор, библиотекарь, кл. руководители |
21 |
Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов |
В течение года |
Директор |
22 |
Обеспечение хранения спортивного инвентаря |
Постоянно |
Учитель физической культуры и здоровья |
23 |
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период |
К началу зимнего периода |
Директор |
24 |
Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды |
август |
Учителя нач. кл.
|
25 |
Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9 классе |
Май-июнь |
Директор |
26 |
Организация ремонта учебных кабинетов |
Летний период |
Зав. кабинетами
|
27 |
Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики учащихся |
В летний период |
Директор, кл. руководители |
28 |
Подготовка актов по приемке школы |
Июль-август |
Директор
|
29 |
Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов |
Август-сентябрь |
Директор |
30 |
Приемка школы к новому учебному году |
Август |
Директор
|
- Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок |
В течение года |
Руководители ШМО, учителя-предметники
|
2 |
Проведение инструктажа по правилам ТБ, ПБ и охраны труда |
Сентябрь Март |
Директор, классные руководители |
3 |
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий |
В течение года |
Директор, руководитель ШМО |
4 |
Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения |
По плану воспитательной работы |
Классные руководители |
5 |
Проведение тематических классных часов по нравственному воспитанию: - «Учитесь управлять собой» (7-8 классы) - «Человек и его манеры» (4-5 классы) - «Личная гигиена» (1-9 классы) - «Жить, побеждая зло» (5-9 классы) |
Октябрь Ноябрь Январь Февраль |
Классные руководители |
6 |
Проведение месячников: - пожарной безопасности - гражданской защиты - охраны труда |
Сентябрь Октябрь Май |
Директор |
7 |
Создание библиотеки методической литературы по здоровому образу жизни |
До декабря |
Библиотекарь |
8 |
Обеспечение соблюдения правил ТБ и ПБ во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах |
Во время каникул |
Директор |
9 |
Разработка рекомендаций классным руководителям по ведению индивидуального учета физического и психического состояния учащихся |
Декабрь-январь |
Директор |
10 |
Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения |
Ноябрь-декабрь |
Директор |
11 |
Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся |
Ноябрь Март |
Директор |
- Оздоровительно-профилактическая работа
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах |
Постоянно |
Директор, учителя |
2 |
Контроль соблюдения режима дня учащимися |
Постоянно |
Классные руководители |
3 |
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся |
По графику |
Медработник |
4 |
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера) |
По отдельному плану |
Классные руководители |
5 |
Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д. |
По плану |
Классные руководители, служба СППС |
6 |
Оказание социальной поддержки подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
Постоянно |
Классные руководители, служба СППС |
7 |
Акция «Молодежь за здоровый образ жизни» |
Октябрь-декабрь |
Классные руководители, |
8 |
Проведение утренней зарядки, подвижных школьных перемен |
Постоянно |
Дежурный учитель |
9 |
Проведение физкультминуток на уроках |
Ежедневно |
Учителя-предметники |
10 |
Проведение Дней здоровья |
Каждая вторая суббота месяца |
Учителя физ-ры |
11 |
Проведение месячника по уборке школьной территории |
Сентябрь Май |
Кл. руководители |
12 |
Озеленение учебных кабинетов и территории школы |
Май-сентябрь |
Классные руководители, учитель биологии |
13 |
Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период |
Июнь-август |
Директор, профком |
14 |
Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива |
Июнь-август |
Директор, профком |
15 |
Проведение медосмотра педагогов школы |
Август-сентябрь |
Директор |
4.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1
|
Подвижные игры на свежем воздухе |
Ежедневно |
Классные руководители |
2 |
Проведение Дня здоровья
|
В месяц 1 раз (каждая вторая суббота месяца) |
Учитель физкультуры |
3 |
Легкоатлетический кросс |
Сентябрь |
Учитель физкультуры |
4 |
Легкоатлетический эстафета |
Сентябрь |
Учитель физкультуры |
5 |
Игра «Пионербол» |
Октябрь |
Учитель физкультуры |
6 |
Соревнование по волейболу |
Май |
Учитель физкультуры |
7 |
Спортландия «Папа, мама, я-спортивная семья» |
Октябрь, Декабрь, май |
Учитель физкультуры |
8 |
Лыжные гонки. Лыжная эстафета |
Январь |
Учитель физкультуры |
9 |
Эстафета «Веселые старты» |
Февраль |
Учитель физкультуры |
10 |
Соревнование по настольному теннису |
Ноябрь |
Учитель физкультуры |
11 |
Легкоатлетический кросс |
Май |
Учитель физкультуры |
12 |
Соревнование между классами по футболу |
Май |
Учитель физкультуры |
- Работа по преодолению у учащихся вредных привычек
№ |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1 |
Организация родительского патрулирования |
В течение года |
Директор |
2
|
Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» |
Систематически
|
Директор, кл. руководители, |
3
|
Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков |
По плану кл. руководит. |
Классные руководители |
4
|
Оформление стендов «Хочу быть здоровым!», «Скажи наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду» |
Октябрь
|
Классные руководители |
5
|
Встречи учащихся с работниками милиции, медицинскими работниками |
В течение года |
Директор |
6 |
Акция «Молодежь за здоровый образ жизни» |
Октябрь-декабрь |
Классные руководители |
7
|
Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения. |
В течение года |
Классные руководители, отв. за Декрет №18 |
- Работа с родителями.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1
|
Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся |
Ноябрь, январь, май
|
Директор
|
2
|
Приглашение на родительские собрания медицинских работников |
По плану
|
Классные руководители, медработники |
3 |
Организация индивидуальных консультаций для родителей |
В течение года |
Классные руководители |
4
|
Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики |
По плану |
Классные руководители |
5
|
Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях |
По плану
|
Классные руководители |
6
|
Родительский лекторий «Методы оздоровления детей в домашних условиях» |
Раз в четверть |
Классные руководители |