Методическая копилка

Внеклассные мероприятия

Русский язык

Урок литературы

8-й класс

М.Ю. Лермонтов. Исповедальная лирика.

Стихотворение «Молитва»

                                                                                           «И верится, и плачется,

                                                                                            и так легко,  легко...».

                                                                                                                                   М.Ю. Лермонтов

Цели:

  1. Продолжить знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова, раскрыть христианские мотивы в лирике поэта;
  2. Развитие воображения, творческого мышления учащихся;
  3. Воспитывать духовно-нравственные качества учащихся;
  4. Познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением;
  5. Развивать навыки анализа лирического произведения, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока: эпиграф на доске,  портрет М.Ю.Лермонтова, романс М. И. Глинки на стихи Лермонтова, музыка, схема анализа лирического произведения, тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова “Молитва”(1839 г.), перевод на белорусский язык стихотворения «Молитва» А. Кулешова.

Запись на доске: «И верится, и плачется,  и так легко,  легко...».      М.Ю. Лермонтов

                  Молитва – моление, обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу. (Словарь  С.Ожегова)

                                  Молитва (евр. тефилла) –  "обращение к Богу", разговор с Богом; во все времена у всех народов было принято совершать молитвы. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт 1:27) и предназначен для общения с Ним.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Найти образцы молитвенной лирики в стихотворениях П.Вяземского, А.Григорьева и Е.Баратынского и выучить наизусть одно из них.
  2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение “Три “Молитвы” М.Лермонтова”.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала

  1. Запись темы урока и обращение к эпиграфу

Учитель. Мы продолжаем знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. И сегодня на уроке мы попытаемся  - нет, не разгадать, - немного приблизиться к этой загадке.

Существует рассказ о том, что Лермонтова, печоринствующего отрицателя, злого Лермонтова, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях. Таким же тайным молитвенником, явным отрицателем, был он и в жизни, и в поэзии.

Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва - тайная.

Лермонтов слыл безбожником – и, в общем-то, слывет им доныне. "Лермонтов не был никогда религиозным человеком", - утверждали многие литераторы, критики, академики, повторяя здесь лишь то, что почти всеми думается о Лермонтове. А так ли это? Попробуем разобраться.

 Сегодня у нас не совсем обычная тема урока. Прочитайте выразительно строки, записанные на доске. Как вы их понимаете?

 Учащиеся высказывают свои предположения и вместе с учителем выясняют, что речь идёт о словах молитвы

У. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.

Словесным выражением живого богообщения является христианская молитва.

- Что такое молитва? (обращение к записи на доске)

Молитва – моление, обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу. (Словарь русского языка С.Ожегова)

               Молитва (евр. тефилла) –  "обращение к Богу", разговор с Богом; во все времена у всех народов было принято совершать молитвы. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт 1:27) и предназначен для общения с Ним.

Она вмещает бесконечно много: веру в отеческую любовь Всеблагого, убеждённость в силе молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня (“Отче наш…”) заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия.

Потребность “говорить к Богу”, открываться Всевышнему в том или ином жизненном состоянии присуща многим русским поэтам. Поэтическая молитва стала необходимостью и в творчестве русских поэтов XIX века. ( Г. Р. Державин «Молитва»,  В. А. Жуковский «Утешение»,  П. А. Вяземский «Молись»,  А. С. Пушкин «Молитва», Н. М. Языков «Молитва», А. В. Кольцов «Молитва», И. С. Тургенев «Моя молитва».)

  1. Беседа с учащимися

- О чём же говорят они в своих стихах?

Прослушивание выступлений учащихся или чтение учителя (чтение стихотворений П.Вяземского, А.Григорьева и Е.Баратынского под музыку)

- В чём особенность этих стихотворений?

Д. Они очень лиричны, проникновенные. Поэты размышляют о жизни и смерти, обращаются с мольбой к Богу, ищут душевного покоя.

У. Поэтическая молитва становится необходимостью для многих лириков. В ней получили художественный и вместе с тем религиозный исход нравственные кризисы, умственные борения, житейские драмы.

А знаете ли вы, что М.Лермонтов, чьё творчество мы с вами изучали, тоже обращался к молитвенному слову. О том, какие молитвы были написаны поэтом, вам расскажет…

Д. Выступление заранее подготовленного ученика “Три “Молитвы” М.Лермонтова”

 

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в ней Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с Тобой.     1831г.

 

У. Как прекрасно чувствовал Лермонтов несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова! И мы убедимся в этом, обратившись, пожалуй, к самой лиричной его молитве – “Молитве” 1839 года.

  1. Идейно-художественный анализ стихотворения М.Лермонтова “Молитва”

У. Послушайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения учителем.

 

 В минуту жизни трудную

 Теснится ль в сердце грусть:

 Одну молитву чудную

 Твержу я наизусть.

 

 Есть сила благодатная

 В созвучье слов живых,

 И дышит непонятная,

 Святая прелесть в них.

 

 С души как бремя скатится,

 Сомненье далеко –

 И верится, и плачется,

 И так легко, легко…

 

Какое настроение передано поэтом?

Д. Стихотворение необычайно лирично. Трудно лучше изобразить то радостное умиление, ту свободу от земных тягот, которые даются человеку в молитвенном богообщении.

Историческая справка:

 Стихотворение “Молитва” написано в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

У. Из скольких частей состоит стихотворение?

Д. Стихотворение состоит из 3 частей.

У. Вы уже знаете, что такое строфа. Это сочетание нескольких стихотворных строк, объединенных общей рифмой и ритмом, представляющих единое целое в смысловом отношении.

Чтение стр. 77

О чём говорит поэт в 1 строфе?

Д. Построенная на контрасте, эта строфа повествует о необходимости молитвенного слова в трудные минуты жизни.

У. Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?

Д. Ярче выразить основную мысль поэту помогают следующие тропы. Это эпитеты:

“трудную минуту”, “молитву чудную”; метафора “теснится ль в сердце грусть”. А инверсия главных и второстепенных членов предложения позволяет сделать акцент именно на существительном.

У. Чему посвящена 2 строфа стихотворения?

Д. Автор воспевает могущество божественного слова, говорит о “святой прелести” слов “чудной” молитвы, помогающей спастись от тягот дня сегодняшнего.

У. Чтобы глубже понять эти строки, давайте ещё раз их внимательно перечитаем. Вдумайтесь в значение каждого слова!

Выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?

Д. Они очень просты и понятны, поэт обращается к лексике и интонации, близким к народной.

2 строфа стихотворения содержит умиление,  свободу от земных тягот поэзии.

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

В стихотворении есть конфликт. Проанализируем, какое развитие имеет конфликт. Для этого определим, какие чувства, эмоции противопоставлены, выпишем ключевые слова.

Записи в тетради:

настроение до молитвы                                                                        настроение после молитвы

минута жизни трудная                                                                           молитва чудная

в сердце грусть                                                                                         сила благодатная

                                                                                                                      святая прелесть

    бремя                                                                                                       скатится

                                                                                                                      верится, плачется, легко

- Какое разрешение получает конфликт? В решении этого вопроса нам поможет работа со значением слова.

Лексическая работа

Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.

-  Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? То же ли это самое, что "Земля там благодатная"? Значит, благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство"? В словаре почти так и написано.  Но для   верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг  и поступков. Она, как говорили, "путеводит  всех".  Благодать  -  это  обещание  спасения  души.  Для  спасения  же  и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Иак 4:6

Тит.2:11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

      Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них". Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты - они несут на себе основную смысловую нагрузку. Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.

- Как вы думаете, почему человек обращается к Богу с молитвой? Чего ждет? А что ждет лирический герой?

- А теперь подумайте, можно ли согласиться с утверждением о том, что Лермонтов не был никогда религиозным человеком? И все же, может быть, правда о нем - то, что увидел заставший его в церкви товарищ, а не то, что видели его критики, друзья и враги? Молитва Лермонтова тайна, сокровенна; хула - явна, приметна. Молитва его стыдлива, она боится, чтоб не нарушилось её одиночество, и она сознательно скрытна, затаенна.

 

Делается вывод об идейном содержании произведении.

У. Понравилось ли вам это стихотворение?

Д. Высказывают свои мнения.

У. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов (М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и др.).

История создания “Молитвы” М.И.Глинкой, известным русским композитором, не совсем обычна. Поздняя осень 1847 года. Смоленск. Тяжёлая пора в жизни композитора.

По его признанию, “оставшись один в сумерки…почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и сыимпровозировал “Молитву” без слов для фортепьяно…”. Позже, в конце 1854 г., к сочинённой ранее музыке Глинка добавил стихи Лермонтова “В минуту жизни трудную”. Впервые это произведение было исполнено в Петербургском театральном училище певицей Д.М.Леоновой в 1855 году.

Послушайте песню на музыку М.И. Глинки.

Звучит песня.

У. Смог ли композитор передать настрой и глубину чувств Лермонтова? А что почувствовали вы?

Д. Выступления учащихся.

  1. IV. Закрепление

Творческая работа.

У. Как вы думаете, почему разные поэты в разные эпохи обращались к такому жанру, как молитва?

Связь с белорусской литературой

Знаете ли вы, что стихи Лермонтова переводились на многие языки, в том числе и на белорусский. Прекрасно перевёл это стихотворение наш поэт А. Кулешов:

     Калі душа сціскаецца

     Гаротаю глухой,

     На памяць вымаўляецца

     Адна малітва мной.

 

     Ёсць сіла жыватворная

     У гуках слоў жывых,

     Чаруе непаўторная

     Краса святая іх.

 

     Душа пераіначыцца,

     Тугі цяжар міне -

     I верыцца, і плачацца,

     I лёгка, лёгка мне

У вас на листочках оригинал и перевод стихотворения «Молитва». Сравните, проанализируйте. Удачным перевод считается тогда, когда сохраняется и ритм, и рифма стиха. Удачный ли это перевод?

  1. Итоги урока:

У.  Изменилось ли ваше восприятие поэта? Нужна ли человеку молитва? Нужна ли она вам?

Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту).

 Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое о Лермонтове, о молитве.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова “Молитва”, материал на стр.76-77.

Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

 

 

свернуть

Классные часы

Начальная школа

Информационные часы

Физическая культура

Физика

Математика

Информатика

Английский язык

Обществоведение